Богатейшая символика этого цветка поражает воображение. Как, спрашивается, одному и тому же цветку могут приписываться противоположные по смыслу значения? Оказывается, все дело в цвете. Почти у каждого народа есть своя легенда о происхождении розы. Индия
Индийские пураны (мифы) рассказывают о том, что из распускающегося бутона розы родилась красивейшая из женщин — Лакшми, богиня красоты, ставшая женой Вишну. Укрывавшая ее роза превратилась в символ божественной тайны и с тех давних времен считается у всех восточных народов священной. Персия В Древней Персии этот цветок почитали как подарок Аллаха, более того, эта страна даже получила поэтическое название — Гюлис-тан, то есть Сад роз. Греция В Греции также относились к розе как к дару богов. Один из выдающихся греческих лириков Анакреон полагал, что она возникла из белоснежной пены моря, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня ступила на сушу.
Боги обрызгали великолепную белую розу нектаром, и она стала дивно благоухать. Но когда Афродита узнала, что ее возлюбленного Адониса в роще смертельно ранил вепрь, и бросилась бежать к нему по розам, не обращая внимания на их колючие шипы, они изранили ей ноги. Белые розы, на которые попали капли крови богини, превратились в ярко-красные. В более поздние времена в средневековой Европе возник образ розы—защитницы благих дел, например, до наших дней дошла легенда о святителе Николае. Он взял в монастыре хлеб, чтобы в холодную зиму накормить бедняков, но по дороге его остановил строгий настоятель монастыря. И тогда хлеб вдруг превратился в розы — то был знак свыше, что Бог на стороне святителя, совершающего благое дело. Древний Рим В Риме роза была эмблемой храбрости, и воины шли сражаться, надев венки из этих цветов. Во время дружеских пиршеств римляне бросали в вино лепестки роз из своих венков. По традиции каждый мог осыпать в свое вино лепестки с венка того, кому симпатизировал, и выпить это вино в знак дружеского расположения.
Откуда же появилась роза и какова была ее роль в жизни человечества? В настоящее время большинство ученых придерживаются гипотезы, согласно которой садовые розы стали известны задолго до нашей эры в двух территориально удаленных друг от друга областях Востока. Эти растения были непохожи по размерам, аромату цветков и некоторым другим признакам.
В Англию роза попала примерно в XV веке и очаровала обоих претендентов на английский трон — предводителей Йоркского и Ланкастерского домов. В итоге один из них поместил в свой герб белую розу, а другой — алую, что дало название их борьбе за престол, продлившейся более 30 лет. В память о Войне Алой и Белой розы садоводы вывели ланкастер-йоркскую розу, дававшую белые и алые цветы на одном кусте.
Описанный случай включения розы в официальную символику — не единственный в истории: ее изображение можно встретить на гербах многих знатнейших рыцарей и дворян, а также некоторых городов. Один из видов дикой розы, произрастающий в корейских горах,— роза Шарона — является символом Кореи, она изображена на монете достоинством в 1 вон.
В России розы появились в конце XVI века, но лишь в XIX веке стали популярны. Во времена Петра I канцлер граф Г. И. Головкин, любивший розы, в своем имении развел сад, выписав из Англии садовника. Ухаживать за розами приезжему специалисту помогали несколько крепостных графа, один из которых научился выращивать розы лучше англичанина. За это граф отпустил русского садовника со всей семьей на волю, изменив его фамилию на Розанов.
Названия многих роз имеют интересное происхождение. Например, самая крупная из существующих роз (до 15 см в диаметре) — «Поль Нейрон» — получила свое название в память о молодом студенте-медике, подававшем большие надежды и любившем розы. Когда он отправился защищать страну во время войны с Германией, его сосед садовод Левэ посвятил ему новую розу малиново-розового цвета. На войне Поль героически погиб, и тогда в память о нем Левэ вывел бланжевую розу «Souvenir de Paul Neyron».
Название розовато-белой розы «Souvenir de la Mahnaison» связано с садом экзотических растений замка Мальмезон, принадлежавшим Жозефине, первой жене Наполеона. Собирая со всего мира растения, она составила огромную коллекцию из цветов, которые ранее не были известны в Европе. Существует произвольное деление роз на «старые» и «новые» по принципу — были ли эти сорта в саду Жозефины. Все розы, которые цвели в Мальмезоне а это 250 сортов(!), официально считаются «старыми», а сорта, выведенные позже,— «новыми». Литература и розы Среди тех, кто искренне восхищается этим цветком, не только представители творческих профессий, но и все те, у кого развито чувство прекрасного, независимо от пола, возраста и вероисповедания. Даже если бы роза попала на иную планету, она и там мгновенно стала бы предметом восхищения. По крайней мере, прецедент уже создан — вспомните, как любил и оберегал розу Маленький принц на своей планете.
Одно из самых красивых поэтических произведений, посвященное розам, сочинил Уильям Шекспир: И только аромат цветущих роз — Летучий пленник, запертый в стекле, — Напоминает в стужу и мороз О том, что лето было на земле. Свой прежний блеск утратили цветы, Но сохранили душу красоты.
Ганс Христиан Андерсен всю жизнь очень трепетно относился к розам и даже умер с этим цветком в руке. А желанием Виктора Гюго было... умереть в пору цветения роз. Так и случилось — знаменитого писателя не стало в конце мая, и его гроб буквально утопал в розах. Розы и кинематограф Образ розы навсегда вошел в кинематограф: «Пурпурная роза Каира», «Вьющаяся Роза», «Черная роза Гарлема», «Черная Роза — эмблема печали, Красная Роза — эмблема любви», «Война семьи Роуз». Все они конечно, не были посвящены розе в качестве ботанического объекта, но ее образ был использован в них чрезвычайно интересно и порой необычно. Розы в живописи Впрочем, некоторые творческие личности изображали розу именно как объект биологии и тем прославились: например, бельгийский художник Пьер-Жозеф Редутэ сделал превосходную ботаническую иллюстрацию «Les Roses». Голландские и другие живописцы нередко изображали розу на своих натюрмортах, но такой цветок не мог оставаться исключительно натуралистическим объектом. Он вдохновлял на большее. В Средние века изображения венков из роз служили аллегорией на картинах, посвященных Богоматери с младенцем. Венок из белоснежных роз был символом радости Богоматери, из красных — ее страданий, из желтых — ее славы. А в России в 1907 году возникло творческое объединение «Голубая Роза», название которого, как полагают, — отсылка к считавшемуся символом совершенства таинственному голубому цветку Новалиса. Розы в музыке Было бы странно, если бы этот цветок обошли вниманием музыканты. Одного из музыкантов сама судьба связала с образом розы и прославила на весь мир. Уильям Бэйли, узнав, что настоящая фамилия его отца — Роуз, поменял свое имя и стал зваться Эксл Роуз. Затем вместе с музыкантом по фамилии Ганз он собрал состав, в названии которого было обыграно звучание их фамилий и создан имидж, так хорошо подходящий команде, играющей хард-н-хэ-ви, Guns‘n‘Roses — «Розы и Пистолеты».
Чуть менее известная группа — Stone Roses — выбрала себе красивое название «Каменные Розы», также очень хорошо отражающее их утяжеленную и мрачноватую музыку. Цвет роз
Богатейшая символика этого цветка поражает воображение. Как, спрашивается, одному и тому же цветку могут приписываться противоположные по смыслу значения? Оказывается, все дело в цвете. Окраска роз настолько разнообразна, что лепестки красного оттенка обозначают земную любовь и страсть, а белого — любовь возвышенную, возможно тайную. Вообще, белая роза — символ чистоты и небесного совершенства. Оранжевая роза — цветок яркого и радостного цвета, поэтому обозначает желание или радость. Романтичные особы предпочитают розы розовых оттенков, которые символизируют глубокую и нежную привязанность, а также семейное счастье. Желтые цветы раньше считались знаком измены или разлуки, но в последнее время желтую розу называют цветком удачи.
|
Информация
Букеты
Кому дарить
|