Цветы всегда будоражили воображение художников буйством красок и совершенством форм. Особую ценность представляло то, что с их помощью можно выразить и передать трудноуловимое настроение, создать необходимую атмосферу, подчеркнуть нечто важное, что невозможно передать иными образами.
Например, букеты голландских художников XVII века совсем не парадны, скорее многозначительны: над букетом гордо возвышается одинокий крупный и самый яркий цветок. Средний ярус – смешение форм и красок – символизировал буйство жизни, а нижний – осыпавшиеся лепестки, выпавший из букета сломанный цветок – говорил о бренности бытия.
Русские художники середины XVIII века запечатлели подобные цветочные композиции, в которых чередовались нераскрывшиеся или едва раскрывшиеся бутоны, пышно распустившиеся и увядающие цветы, а палитра букета была призвана создавать определенное настроение, либо намекать на человеческие качества владельца картины.
Во второй половине XVIII века всю Европу охватила страсть к флористике и классификации: издавались иллюстрированные атласы с рисунками местных видов растений, цветов, плодов. Сразу появилось новое направление в изобразительном искусстве – фотографическое изображение растений. Особенно интересны работы немецких художников этого направления: созданные в то время атласы оказались настолько точны, что используются и поныне в качестве учебных пособий, правда, доступ к ним можно получить только в Берлинской картинной галерее. В России такими пособиями могли бы служить акварели Федора Толстого, если бы они в наше время не являлись такой художественной ценностью.
К середине XIX века сложились определенные правила написания натюрморта с цветами: композиция могла быть самой разнообразной (фрукты и цветы; античный бюст и цветы и т.д.), но все усилия художника направлялись на то, чтобы поразить зрителя подбором экзотических и живописных вещей и игрой красок.
На рубеже XIX – XX веков русские художники Левитан, Коровин, Жуковский открыли новый подход к изображению натюрморта с цветами: они объединили пейзаж с натюрмортом. Теперь тот же букет цветов расставлял акценты, появляясь в пейзаже то небрежно брошенным на садовую скамейку, то стоящим в вазе на террасе или на подоконнике. В картинах художников этого времени цветы не выделяются из окружающей природы, они – ее неотъемлемая часть.
В живописи цветы изображали не только в натюрмортах: сначала цветы были обязательным атрибутом аллегорических полотен как символ весны, юности, чистоты и непорочности. Позже их стали использовать как изящное, яркое и живописное дополнение: они украшали корсажи или прически красавиц на портретах, оживляли унылые, не всегда внятные интерьеры исторических полотен.
И лишь к началу XX века сформировалось совсем иное отношение к цветам: они стали способом самовыражения, передачи душевных переживаний, отношения к окружающему миру. Так, наиболее ярко и точно личность Ван Гога выразил цветок подсолнуха, именно поэтому его «Подсолнухи», тянутся к солнцу, расцветают и увядают – живут. А отношению Диего Ривера к женщинам соответствуют белоснежные стройные каллы: на всех портретах женщин Риверы присутствуют эти неестественно большие, но от этого не менее прекрасные, сияющие цветы.
Как точно соответствуют яркому жизнеутверждающему таланту Гогена его пионы – напитанные жизненной силой, тугие соцветия! А в «Сирень» М.Врубеля, несмотря на весеннее буйство рассыпанных по полотну цветов, потому и передает нотку щемящей загадочной грусти, что является символом русской души.
Следуя примеру великих художников, Вы можете рассказать своей любимой о своих чувствах не только на словах. Цветы – эти вечные вдохновители – способны написать тонким ароматом своих нежных лепестков целую картину ярких эмоций в сердце Вашей Дамы. Дарите женщинам цветы!
|
Информация
Букеты
Кому дарить
|