Контраст свойств цветов, которые можно объективно установить, называют первичным контрастом. Контраст субъективно воспринимаемых свойств называют вторичным контрастом. Первичный контраст играет при оформлениях решающую роль. Но вторичный контраст никогда не должен упускаться из виду.
Цветовой контраст появляется при самом незначительном отклонении цвета. Уже в пределах одного, даже обозначенном как одноцветном бутоне, имеются незначительные контрасты, которые вызваны различной экспозицией формы или изменением пигментации по краям лепестков.
Особый случай цветовых оттеночных контрастов - это красочный -некрасочный контраст.
Красочный - некрасочный контраст - это тот случай, когда нецветные краски выбираются как нейтральный промежуточный или задний фон. Они оставляют пестрые цвета, так сказать, одними, так как они сами воспринимаются как игра освещенности.
Контраст освещенности Он является базой каждой экспозиции с цветом. Никакой другой цветовой контраст не оживляет игру красок так, как он. Он создает оптическое отделение форм, частей и физический эффект. Темные тона создают игру теней и пластичную глубину, светлые цвета вносят оживляющий свет и легкий, разрыхляющий эффект.
Тот, кто выбирает различные оттенки цвета, но равной освещенности, достигает неясного, невыразительного результата.
Чистый контраст, или качественный контраст Он отличает чистые цвета от смешанных или очень приглушенные, матовые от несколько оживленных и более чистых, будь это основные или вторичные цвета. Оливково-зеленый, например, чище, чем немного ржавый, песчано-коричневый и находится в качественном контрасте к коричневому. Смешанные цвета применяются обычно для больших поверхностей (нижний и задний планы), для сосудов и т.д. Смешанные цвета пассивнее, чем чистые, так что качественный контраст является в большинстве случаев также и контрастом активности.
Множественный контраст, или количественный контраст Он исходит не из множества воздействий, и не от фактического количества красок. Равные количества желтого и фиолетового, например, находятся как раз в количественном контрасте, так как желтый воздействует гораздо сильнее, чем фиолетовый, из-за силы своего света. Выбирать равные множества воздействий различных цветовых оттенков композиционно часто невыгодно, так как это может привести к конкурирующему воздействию и к неясному высказыванию красок. Количественный контраст требует объяснения иерархии, воздействия преобладающего цвета, так как другие цвета будут только дополнять его. В таком случае выражение экспозиции будет более отчетливым.
Вторичные контрасты бывают часто действенны, но только в том случае, если правильно обозначены первичные контрасты:
Активный контраст находится во взаимосвязи с качественным контрастом. При чистых оттенках цвета в своих воздействиях красный и зеленый цвет являются полярным контрастом, пурпурный и фиолетовый - незначительным контрастом.
Температурный контраст исходит из воздействия тепла красок, имеющих части красного цвета. Но иногда и структура материала, имеющего цвет, тоже может оказывать влияние на ощущение тепла краски. Например, гладкая, металлическая, блестящая поверхность красного антуриума имеет меньше теплового воздействия, чем красный, волокнисто-шерстяной материал. Таким образом, этот контраст является часто также структурным контрастом. В зависимости от количественных соотношений можно освежить температурным контрастом теплые цвета или добавить тепла в прохладные голубые тона.
Весовой контраст находится в тесной взаимосвязи с контрастом освещенности. Если темные цвета располагают над светлыми, то нужно учитывать их мнимую тяжесть и оставлять под ними свободное пространство, куда они могут "спадать, ничего не поглощая".
Часто используемое правило: "светлое над темным" можно применять только тогда, когда этого требуют формы цветов или если хотят достигнуть расширения границ экспозиции вверх.
|
Информация
Букеты
Кому дарить
|